ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ БАБУШКИ - ДЕДУШКИ
Недавно посмотрела фильм по книге П. Санаева «Похороните меня за плинтусом» –
соблазнили восторженные отзывы о новой точке зрения автора на взросление
современного ребенка (всегда интересно мне как педагогу), о
букеровской премии (вызывает уважение), об особом месте книги в истории русской
литературы (о!). Никакого восторга от просмотра я не испытала, более того, обидно
за державу, в которой площадная брань, грубость, нелепости и издевательства в
стиле «садистских стишков» номинируются на солидную литературную премию России,
грустно за автора – в детстве ему, видимо, крупно не повезло с родителями и
прародителями. А книга эта как раз о прародителях – о бабушке и дедушке и их маленьком
внуке........
Сначала о прошлом. Для российской традиции было
характерно, что, пусть даже не под одной крышей, но достаточно плотно жили три,
четыре, а иногда и пять поколений родных и близких людей. Испокон веков судьба
человека на Руси мыслилась неразрывно с семейным его бытием. Здесь был храм
рода, малая церковь, духовный очаг. Признание роли семьи в духовном и
материальном благополучии человека, его земного поприща и спасения в вечной
жизни входило в плоть и кровь каждого русского человека. Это можно найти в
многочисленных русских пословицах: «Дети – Божья благодать», «Холостой –
полчеловека», «Семейное согласие дороже золота», «Как родители наши жили, так и
нам жить велели», «В семье и каша гуще» и т.д. В традиционной российской семье
ребенку предъявлялась вся палитра требований и ожиданий – в этом особое
значение, ценность семейной многопоколенности как развивающего личность ребенка
пространства отношений. Формирование с детства установки современной молодежи
на многодетную и многопоколенную семью, как многобыйтийную – залог изменения
неблагополучной демографической ситуации в стране.
Священное Писание и жития святых свидетельствуют о прародителях как
проводниках и провозвестниках веры Христовой. Во 2 Послании к Тимофею св.
апостола Павла он напоминает о нелицемерной вере Тимофея, «которая прежде
обитала в бабке твоей Лоиде» (2 Тим.1:5), благословляя эту преемственность. Как
ни вспомнить бабушку всея Руси св. великую княгиню Ольгу, благодаря воспитанию
которой в ее внуке великом князе Владимире свет Православия освятил и его
судьбу, и всю древнюю языческую Русь. Посему и святитель Феофан Затворник,
наставляя в вере, призывал молодых девушек почаще обращаться к бабушкам,
поскольку теплее всего и ласковее только рядом с ними.
А что говорят о бабушках-дедушках ученые-педагоги и
психологи?
Согласно теории основателя детской психологии в России
Л.С. Выготского, именно взрослый придает смысл действиям ребенка. Соответственно,
чем больше взрослых (близких взрослых) – тем больше смыслов: общаясь с
родителями и прародителями, ребенок воспринимает разные взгляды, разные точки
зрения на одни и те же поступки и явления. Причем это точки зрения разных
поколений, которые могут радикально отличаться друг от друга. Множество мнений
порождает особое пространство – зону вариативного развития, позволяющую ребенку
активно включаться в процесс собственной жизнедеятельности. Это в дальнейшем
поможет ему вставать на позицию другого, учитывать чужую точку зрения,
считаться с мнением других. Это означает, что благодаря такой
многопозиционности, представления ребенка будут богаче и шире. Погружаясь в
такую полисмысловую, разнопозиционную, социальную ситуацию развития, которую
создает многопоколенная семья, ребенок получает более объемное, глубокое
представление о многих явлениях окружающего мира. Кроме того, общаясь
поочередно с родителями и прародителями, он имеет возможность проследить
генезис этих представлений («в наше время было так, сейчас – иначе»).
Учеными установлены определенные особенности в психическом
развитии детей из многопоколенных семей. Общий эмоциональный фон у этих детей
является более благоприятным, по сравнению с детьми из нуклеарных
(мама-папа-ребенок) семей. Для них характерен более положительный эмоциональный
настрой, открытость окружающему миру. Дети, проживающие с бабушками, более
непосредственны в общении, лучше сформирован образ собственного Я. Это
выражается, во-первых, в более полном знании собственных предпочтений и
интересов (они лучше знают, чего хотят, и адекватно добиваются своего).
Во-вторых, у детей из многопоколенных семей лучше сформированы представления о
статусе своей семьи, роде занятий родителей, о самих себе, своем месте в
обществе и среди друзей (социальное Я). Наконец, дети с бабушками более
интеллектуально состоятельны в школе, особенно в младших классах.
Психологическое исследование развития интеллекта у маленьких детей, проведенное
в 80-х годах, показало, что моторный интеллект младенцев, проживающих в
многопоколенной семье, то есть имеющих наиболее тесный контакт с бабушками и
дедушками, выше, чем у младенцев, проживающих в нуклеарной семье. Это явление
получило название «эффект бабушки».
Общение с бабушкой и дедушкой позволяет ребенку удерживать
связь с прошлым, иметь более четкое представление о жизни предыдущих поколений.
У него возникает более глубокая пространственно-временная перспектива, в
результате чего его картина мира будет отличаться от картины мира ребенка, не
знающего историю развития семьи и своего места в ней. Прародители (в основном
бабушки) имеют большую возможность познакомить внуков с устным народным
творчеством, чем родители. Все жанры фольклора, игровые сюжеты, а также стихи,
пословицы и поговорки, колыбельные песенки и сказки – все это ребенок слышит в
большей части от бабушек, хотя фольклор называется «материнским», и,
переработанный тысячами поколений, он является золотым фондом народной
педагогики. Колыбельные песни, например, помогают ребенку зафиксировать
собственное место его в этом мире и таким образом успешнее структурировать
пространство окружающей среды, а народные сказки не только помогают различению
добра и зла, но и фиксируют модели «доброго молодца и красной девицы» и, в
конечном счете, формируют идеальный образ будущей семьи.
Прародители способствуют передаче традиций, культурных норм и ценностей,
этических принципов, то есть всего того, чего не хватает в современном обществе.
Для детей из многопоколенных семей характерно более глубокое (по сравнению с
детьми из нуклеарных семей) понимание таких представлений, как
дружба, счастье, хорошее и плохое.
Во взаимодействии с прародителями дети опробуют новые
модели межличностных отношений (такие как проблемы дистанции, границ, правил и
норм поведения, степени контроля). Вероятно, что такие формы взаимодействия
между прародителями и внуками обусловлены более высокой степенью принятия и
низким контролем. Прародители предоставляют более безопасное пространство для
осуществления этих проб. Жизненная стабильность особенно важна для маленьких
детей. Им необходим четкий распорядок дня, в котором присутствуют знакомые,
привычные для них действия, то есть необходима повторяемость происходящего. На
ее основе формируется чувство безопасности, которое знаменитый американский
психолог Э.Эриксон определил как «базовое доверие» к миру.
Специфика отношения прародителей к внукам задает особую
социальную ситуацию развития ребенка в многопоколенной семье. Наиболее
существенные отличия в родительском и прародительском отношении к ребенку
наблюдаются в стиле взаимодействия и эмоциональных отношениях. В связи с
нуклеаризацией семьи и отдельным проживанием молодой семьи сегодня, прародители
реже оказываются главой семьи, что было характерно для традиционной семьи в
России (большак – как правило, самый старший мужчина в семье, большуха
(старшуха) – обычно мать и свекровь для остальных женщин в крестьянских семьях;
старшие члены семьи как хозяева имений, крепостных и челяди в дворянских семьях
и т.п.). При этом прародители (особенно бабушки) все же сохраняют важную роль в
воспитании и развитии внуков.
Однако, несмотря на множество положительных моментов
участия в воспитании ребенка бабушки и дедушки, существует опасность чрезмерной
опеки, что, в свою очередь, приводит к избалованности, эгоизму, отсутствию
самостоятельности и чувства ответственности у малыша, а затем и у молодого
человека, формированию в нем социального инфантилизма. В наших семьях нередко наблюдаются
коалиции между прародителями и внуками подросткового возраста. Дедушки и
бабушки начинают покрывать безумства подросших любимых внучки/внука и
беззаветно защищать их перед родителями, таким образом, неосознанно как бы
продлевают их детство и свое прошлое значительное положение в семье.
Мы должны помнить: бабушки и дедушки не смогут заменить
детям родителей и дать то, что могут дать только родители. В данном же случае
слишком сильная и активная забота о чадах может иметь отрицательные последствия
и сыграть злую шутку и с малым, и со старым. Несогласованность в выборе методов
воспитания родителей и старшего поколения значительно осложняет жизнь ребенка,
поэтому взрослым следует научиться договариваться друг с другом о
непротиворечивом стиле общения с малышом, а также стараться избегать
возникновения конфликтов в этом сложном вопросе. Стремление всех членов семьи к
объединению, взаимному согласию и пониманию обогащает жизнь детей и помогает им
вырасти полноценными людьми.
В чем же заключается важность и необходимость сохранения этих
удивительных отношений, взаимной нежной привязанности, трогательной любви и
заботы, преданной и верной дружбы между бабушками-дедушками и внучатами?
Педагоги, психологи, медики пришли к единодушному мнению, что помощь прародителей
в воспитании детей оказывает благоприятное воздействие на психологический
климат молодой семьи при условии тактичного, бережного, доброжелательного и
уважительного отношения друг к другу всех ее членов. Малыш, окруженный заботой
прародителей, в меньшей степени страдает от недостатка внимания со стороны
работающих и вечно занятых своими делами родителей. Такой ребенок, как правило, ощущает себя
защищенным, значимым, любимым, а потому и более уверенным в своих силах и
способностях. Бабушкам и дедушкам, способным внимательно выслушать ребенка и
понять детскую душу, малыши чаще, чем родителям, доверяют свои сокровенные
тайны, делятся с ними негативными переживаниями и радостями, не боятся задавать
даже самые смелые вопросы, тревожащие их ум. Жизненный опыт старших позволяет
тактично подойти к решению любой проблемы, связанной с особенностями роста и
развития ребенка. Они могут дать множество полезных советов родителям по
вопросам лечения, учения, общения вашего малыша, предупредить вас о возможных
ошибках в воспитании ребенка, взять на себя обязанности по развитию его
умственных способностей, подготовить к школе, научить общаться со сверстниками
и т.д.
Особое отношение бабушек и дедушек к детям, по сравнению с
родителями, отмечается многими исследователями. Недаром в народе возникла
поговорка о том, что «Первый ребенок – это последняя кукла, а первый внук – это
первый ребенок». Взаимоотношения между прародителями и внуками не отягощены
огромным количеством обязанностей друг перед другом, как это происходит у детей
с родителями. Наоборот, прародители, свободные от воспитания собственных, уже
вставших на ноги детей, могут бескорыстно посвятить свое время такому же
свободному от взрослых забот внуку. Это полезно не только для ребенка, но и для
самих бабушек и дедушек. И здесь уместна еще одна глубокая народная мудрость:
«Дети до венца, а внуки – до конца»…
Каковы же функции прародителей в современной семье:
Постоянство. Прародители воспринимают себя как символ
стабильности, как интегрирующий центр, как сдерживающий фактор при угрозе
распада семьи.
Семейная «национальная гвардия». Обычно ими движет желание
принимать активное участие в жизни семьи и забота о подрастающем поколении. Они
призваны быть рядом в трудный момент, оказывать поддержку в кризисной ситуации.
Арбитры. Их действия направлены на сохранение и
согласование семейных ценностей, что помогает сохранить связь между поколениями
и способствовать разрешению внутрисемейных конфликтов.
Сохранение семейной истории. Поддерживают преемственность
между поколениями. Передача семейного опыта, сохранение семейных реликвий,
семейных традиций и ритуалов является символом стабильности семьи, показателем
того, что старшее поколение продолжается в младшем, это делает семейное
существование людей более осмысленным.
Духовно-нравственное развитие (передача духовных знаний,
религиозных представлений, нравственных смыслов, семейных ценностей и установок
и т.п.) – эта функция бабушек является одной из основных. Не только знания
моральных норм, религиозных обрядов и церковных праздников, но и горячая вера и
молитва, жертвенность и терпение запечатлеваются навсегда в детском сознании.
Поэтому однажды, когда бабушки не станет, взрослый внук,
будто очнувшись, впервые переступит порог храма, неловко перекрестится и
спросит: «У меня бабушка умерла... Могу я что-то сделать для неё?»
Дорогие мамы! Любите своих немолодых мам и пап, а пуще – своих свекров и свекровей (кровь всех!), и обязательно вернется сторицей
ваше терпение и уважение, и отразятся они ясным светом в вашей жизни и в жизни
ваших детей.
Дорогие папы! И вы любите своих пап и мам, и каждый чти
своих тестя и тёщу, и не только «продлятся дни твои на земле», но и умножатся
счастливые дни, часы, мгновения твоих детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий