суббота, 20 апреля 2013 г.

Для воскресного чтения

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ БАБУШКИ - ДЕДУШКИ


Недавно посмотрела фильм по книге  П. Санаева «Похороните меня за плинтусом» – соблазнили восторженные отзывы о новой точке зрения автора на взросление современного ребенка (всегда интересно мне как педагогу), о букеровской премии (вызывает уважение), об особом месте книги в истории русской литературы (о!). Никакого восторга от просмотра я не испытала, более того, обидно за державу, в которой площадная брань, грубость, нелепости и издевательства в стиле «садистских стишков» номинируются на солидную литературную премию России, грустно за автора – в детстве ему, видимо, крупно не повезло с родителями и прародителями. А книга эта как раз о прародителях – о бабушке и дедушке и их маленьком внуке........


 Сначала о прошлом. Для российской традиции было характерно, что, пусть даже не под одной крышей, но достаточно плотно жили три, четыре, а иногда и пять поколений родных и близких людей. Испокон веков судьба человека на Руси мыслилась неразрывно с семейным его бытием. Здесь был храм рода, малая церковь, духовный очаг. Признание роли семьи в духовном и материальном благополучии человека, его земного поприща и спасения в вечной жизни входило в плоть и кровь каждого русского человека. Это можно найти в многочисленных русских пословицах: «Дети – Божья благодать», «Холостой – полчеловека», «Семейное согласие дороже золота», «Как родители наши жили, так и нам жить велели», «В семье и каша гуще» и т.д. В традиционной российской семье ребенку предъявлялась вся палитра требований и ожиданий – в этом особое значение, ценность семейной многопоколенности как развивающего личность ребенка пространства отношений. Формирование с детства установки современной молодежи на многодетную и многопоколенную семью, как многобыйтийную – залог изменения неблагополучной демографической ситуации в стране.

Священное Писание и жития святых свидетельствуют о прародителях как проводниках и провозвестниках веры Христовой. Во 2 Послании к Тимофею св. апостола Павла он напоминает о нелицемерной вере Тимофея, «которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде» (2 Тим.1:5), благословляя эту преемственность. Как ни вспомнить бабушку всея Руси св. великую княгиню Ольгу, благодаря воспитанию которой в ее внуке великом князе Владимире свет Православия освятил и его судьбу, и всю древнюю языческую Русь. Посему и святитель Феофан Затворник, наставляя в вере, призывал молодых девушек почаще обращаться к бабушкам, поскольку теплее всего и ласковее только рядом с ними.

А что говорят о бабушках-дедушках ученые-педагоги и психологи?

Согласно теории основателя детской психологии в России Л.С. Выготского, именно взрослый придает смысл действиям ребенка. Соответственно, чем больше взрослых (близких взрослых) – тем больше смыслов: общаясь с родителями и прародителями, ребенок воспринимает разные взгляды, разные точки зрения на одни и те же поступки и явления. Причем это точки зрения разных поколений, которые могут радикально отличаться друг от друга. Множество мнений порождает особое пространство – зону вариативного развития, позволяющую ребенку активно включаться в процесс собственной жизнедеятельности. Это в дальнейшем поможет ему вставать на позицию другого, учитывать чужую точку зрения, считаться с мнением других. Это означает, что благодаря такой многопозиционности, представления ребенка будут богаче и шире. Погружаясь в такую полисмысловую, разнопозиционную, социальную ситуацию развития, которую создает многопоколенная семья, ребенок получает более объемное, глубокое представление о многих явлениях окружающего мира. Кроме того, общаясь поочередно с родителями и прародителями, он имеет возможность проследить генезис этих представлений («в наше время было так, сейчас – иначе»).

Учеными установлены определенные особенности в психическом развитии детей из многопоколенных семей. Общий эмоциональный фон у этих детей является более благоприятным, по сравнению с детьми из нуклеарных (мама-папа-ребенок) семей. Для них характерен более положительный эмоциональный настрой, открытость окружающему миру. Дети, проживающие с бабушками, более непосредственны в общении, лучше сформирован образ собственного Я. Это выражается, во-первых, в более полном знании собственных предпочтений и интересов (они лучше знают, чего хотят, и адекватно добиваются своего). Во-вторых, у детей из многопоколенных семей лучше сформированы представления о статусе своей семьи, роде занятий родителей, о самих себе, своем месте в обществе и среди друзей (социальное Я). Наконец, дети с бабушками более интеллектуально состоятельны в школе, особенно в младших классах. Психологическое исследование развития интеллекта у маленьких детей, проведенное в 80-х годах, показало, что моторный интеллект младенцев, проживающих в многопоколенной семье, то есть имеющих наиболее тесный контакт с бабушками и дедушками, выше, чем у младенцев, проживающих в нуклеарной семье. Это явление получило название «эффект бабушки».

Общение с бабушкой и дедушкой позволяет ребенку удерживать связь с прошлым, иметь более четкое представление о жизни предыдущих поколений. У него возникает более глубокая пространственно-временная перспектива, в результате чего его картина мира будет отличаться от картины мира ребенка, не знающего историю развития семьи и своего места в ней. Прародители (в основном бабушки) имеют большую возможность познакомить внуков с устным народным творчеством, чем родители. Все жанры фольклора, игровые сюжеты, а также стихи, пословицы и поговорки, колыбельные песенки и сказки – все это ребенок слышит в большей части от бабушек, хотя фольклор называется «материнским», и, переработанный тысячами поколений, он является золотым фондом народной педагогики. Колыбельные песни, например, помогают ребенку зафиксировать собственное место его в этом мире и таким образом успешнее структурировать пространство окружающей среды, а народные сказки не только помогают различению добра и зла, но и фиксируют модели «доброго молодца и красной девицы» и, в конечном счете, формируют идеальный образ будущей семьи.

Прародители способствуют передаче традиций, культурных норм и ценностей, этических принципов, то есть всего того, чего не хватает в современном обществе. Для детей из многопоколенных семей характерно более глубокое (по сравнению с детьми из нуклеарных семей) понимание таких представлений, как дружба, счастье, хорошее и плохое.
Во взаимодействии с прародителями дети опробуют новые модели межличностных отношений (такие как проблемы дистанции, границ, правил и норм поведения, степени контроля). Вероятно, что такие формы взаимодействия между прародителями и внуками обусловлены более высокой степенью принятия и низким контролем. Прародители предоставляют более безопасное пространство для осуществления этих проб. Жизненная стабильность особенно важна для маленьких детей. Им необходим четкий распорядок дня, в котором присутствуют знакомые, привычные для них действия, то есть необходима повторяемость происходящего. На ее основе формируется чувство безопасности, которое знаменитый американский психолог Э.Эриксон определил как «базовое доверие» к миру.

Специфика отношения прародителей к внукам задает особую социальную ситуацию развития ребенка в многопоколенной семье. Наиболее существенные отличия в родительском и прародительском отношении к ребенку наблюдаются в стиле взаимодействия и эмоциональных отношениях. В связи с нуклеаризацией семьи и отдельным проживанием молодой семьи сегодня, прародители реже оказываются главой семьи, что было характерно для традиционной семьи в России (большак – как правило, самый старший мужчина в семье, большуха (старшуха) – обычно мать и свекровь для остальных женщин в крестьянских семьях; старшие члены семьи как хозяева имений, крепостных и челяди в дворянских семьях и т.п.). При этом прародители (особенно бабушки) все же сохраняют важную роль в воспитании и развитии внуков.

Однако, несмотря на множество положительных моментов участия в воспитании ребенка бабушки и дедушки, существует опасность чрезмерной опеки, что, в свою очередь, приводит к избалованности, эгоизму, отсутствию самостоятельности и чувства ответственности у малыша, а затем и у молодого человека, формированию в нем социального инфантилизма. В наших семьях нередко наблюдаются коалиции между прародителями и внуками подросткового возраста. Дедушки и бабушки начинают покрывать безумства подросших любимых внучки/внука и беззаветно защищать их перед родителями, таким образом, неосознанно как бы продлевают их детство и свое прошлое значительное положение в семье.

Мы должны помнить: бабушки и дедушки не смогут заменить детям родителей и дать то, что могут дать только родители. В данном же случае слишком сильная и активная забота о чадах может иметь отрицательные последствия и сыграть злую шутку и с малым, и со старым. Несогласованность в выборе методов воспитания родителей и старшего поколения значительно осложняет жизнь ребенка, поэтому взрослым следует научиться договариваться друг с другом о непротиворечивом стиле общения с малышом, а также стараться избегать возникновения конфликтов в этом сложном вопросе. Стремление всех членов семьи к объединению, взаимному согласию и пониманию обогащает жизнь детей и помогает им вырасти полноценными людьми.

В чем же заключается важность и необходимость сохранения этих удивительных отношений, взаимной нежной привязанности, трогательной любви и заботы, преданной и верной дружбы между бабушками-дедушками и внучатами? Педагоги, психологи, медики пришли к единодушному мнению, что помощь прародителей в воспитании детей оказывает благоприятное воздействие на психологический климат молодой семьи при условии тактичного, бережного, доброжелательного и уважительного отношения друг к другу всех ее членов. Малыш, окруженный заботой прародителей, в меньшей степени страдает от недостатка внимания со стороны работающих и вечно занятых своими делами родителей. Такой ребенок, как правило, ощущает себя защищенным, значимым, любимым, а потому и более уверенным в своих силах и способностях. Бабушкам и дедушкам, способным внимательно выслушать ребенка и понять детскую душу, малыши чаще, чем родителям, доверяют свои сокровенные тайны, делятся с ними негативными переживаниями и радостями, не боятся задавать даже самые смелые вопросы, тревожащие их ум. Жизненный опыт старших позволяет тактично подойти к решению любой проблемы, связанной с особенностями роста и развития ребенка. Они могут дать множество полезных советов родителям по вопросам лечения, учения, общения вашего малыша, предупредить вас о возможных ошибках в воспитании ребенка, взять на себя обязанности по развитию его умственных способностей, подготовить к школе, научить общаться со сверстниками и т.д.

Особое отношение бабушек и дедушек к детям, по сравнению с родителями, отмечается многими исследователями. Недаром в народе возникла поговорка о том, что «Первый ребенок – это последняя кукла, а первый внук – это первый ребенок». Взаимоотношения между прародителями и внуками не отягощены огромным количеством обязанностей друг перед другом, как это происходит у детей с родителями. Наоборот, прародители, свободные от воспитания собственных, уже вставших на ноги детей, могут бескорыстно посвятить свое время такому же свободному от взрослых забот внуку. Это полезно не только для ребенка, но и для самих бабушек и дедушек. И здесь уместна еще одна глубокая народная мудрость: «Дети до венца, а внуки – до конца»…

Каковы же функции прародителей в современной семье:

Постоянство. Прародители воспринимают себя как символ стабильности, как интегрирующий центр, как сдерживающий фактор при угрозе распада семьи.

Семейная «национальная гвардия». Обычно ими движет желание принимать активное участие в жизни семьи и забота о подрастающем поколении. Они призваны быть рядом в трудный момент, оказывать поддержку в кризисной ситуации.

Арбитры. Их действия направлены на сохранение и согласование семейных ценностей, что помогает сохранить связь между поколениями и способствовать разрешению внутрисемейных конфликтов.

Сохранение семейной истории. Поддерживают преемственность между поколениями. Передача семейного опыта, сохранение семейных реликвий, семейных традиций и ритуалов является символом стабильности семьи, показателем того, что старшее поколение продолжается в младшем, это делает семейное существование людей более осмысленным.

Духовно-нравственное развитие (передача духовных знаний, религиозных представлений, нравственных смыслов, семейных ценностей и установок и т.п.) – эта функция бабушек является одной из основных. Не только знания моральных норм, религиозных обрядов и церковных праздников, но и горячая вера и молитва, жертвенность и терпение запечатлеваются навсегда в детском сознании.

Поэтому однажды, когда бабушки не станет, взрослый внук, будто очнувшись, впервые переступит порог храма, неловко перекрестится и спросит: «У меня бабушка умерла... Могу я что-то сделать для неё?»

Дорогие мамы! Любите своих немолодых мам и пап, а пуще – своих свекров и свекровей (кровь всех!), и обязательно вернется сторицей ваше терпение и уважение, и отразятся они ясным светом в вашей жизни и в жизни ваших детей.
Дорогие папы! И вы любите своих пап и мам, и каждый чти своих тестя и тёщу, и не только «продлятся дни твои на земле», но и умножатся счастливые дни, часы, мгновения твоих детей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий