Теория разбитых окон
Теория
разбитых окон — теория, сформулированная Джеймсом Уилсоном и Джорджем Келлингом
в 1982 году. Согласно этой теории, если кто-то разбил стекло в доме и
никто не вставил новое, то вскоре ни одного целого окна в этом доме не
останется, а потом начнется мародёрство. Иными словами, явные признаки
беспорядка и несоблюдения людьми принятых норм поведения провоцируют окружающих
тоже забыть о правилах. В результате цепной реакции «приличный» городской район
может быстро превратиться в клоаку, где людям страшно выходить на улицу.
Социологами
Гронингенского университета (Нидерланды) было проведено шесть экспериментов по
проверке истинности теории разбитых окон. Первый эксперимент проводили на
улице, где много магазинов, у стены дома, где гронингенцы, приезжая за
покупками, паркуют свои велосипеды. У этой стены стоял яркий, бросающийся в
глаза знак, запрещающий рисовать на стенах. Сначала стена была чистой.
Экспериментаторы
повесили на руль каждого велосипеда (всего велосипедов было 77) бумажку со
словами «Желаем всем счастливых праздников!» и с логотипом несуществующего
магазина спортивных товаров. Спрятавшись в укромном уголке, исследователи стали
наблюдать за действиями велосипедистов. На улице не было урн, поэтому человек
мог либо бросить бумажку на землю, либо повесить на другой велосипед, либо
взять с собой, чтобы выбросить позже.
Первые
два варианта рассматривались как нарушение принятых норм, третий — как их
соблюдение.
Из
77 велосипедистов лишь 25 (33%) повели себя некультурно. Затем эксперимент
повторили, при такой же погоде и в то же время дня, предварительно размалевав
стену бессодержательными рисунками. На этот раз намусорили 53 человека из 77
(69%). Выявленное различие имеет высокую степень статистической значимости.
Таким образом, нарушение запрета рисовать на стенах оказалось серьезным
стимулом, провоцирующим людей нарушать другое общепринятое правило — не сорить
на улицах.
Второй
эксперимент должен был показать, справедлива ли теория разбитых окон только для
общепринятых норм или ее действие распространяется также и на локальные
правила, установленные для какой-то конкретной ситуации или места.
Исследователи
перегородили главный вход на автомобильную парковку забором, в котором, однако,
была оставлена широкая щель. Рядом с ней повесили знак «Вход воспрещен, обход в
200 м
справа», а также объявление «Запрещается пристегивать велосипеды к забору».
Опыт опять проводили в двух вариантах: «порядок соблюден» и «порядок нарушен».
В
первом случае в метре от забора стояли четыре велосипеда, явно к нему не
пристегнутые. Во втором случае те же велосипеды пристегнули к забору. Из
укромного места экспериментаторы наблюдали, как поведут себя граждане,
пришедшие за своими автомобилями: пойдут обходить забор или пролезут в дырку.
Результат оказался положительным: в ситуации «порядок соблюден» в дырку
пролезли только 27% автовладельцев, а в ситуации «порядок нарушен» — 82%.
Третий
эксперимент проводили в подземной парковке у супермаркета, где висело большое и
хорошо заметное объявление «Пожалуйста, возвращайте взятые из магазина
тележки». В ситуации «порядок соблюден» на парковке не было тележек, в ситуации
«порядок нарушен» там находились четыре тележки.
Их
ручки исследователи предусмотрительно измазали мазутом, чтобы у посетителей не
возникло желания ими воспользоваться. К машинам прикрепляли такие же бумажки,
как в первом эксперименте. Результат получился аналогичный: в первой ситуации
бросили бумажку на землю 30% водителей, во второй – 58%.
Четвертый
эксперимент напоминал первый, с той разницей, что признаки «нарушения норм
другими людьми» были теперь не визуальные, а звуковые. В Нидерландах закон
запрещает использование петард и фейерверков в предновогодние недели.
Оказалось, что велосипедисты намного чаще бросают бумажки на землю, если слышат
звук разрывающихся петард.
В
пятом и шестом экспериментах людей провоцировали на мелкую кражу. Из почтового
ящика торчал конверт с прозрачным окошком, из которого явственно проглядывала
купюра в 5 евро. Экспериментаторы следили за проходящими мимо людьми,
подсчитывая число краж. В ситуации «порядок соблюден» почтовый ящик был чистый
и мусора вокруг не было. В ситуации «порядок нарушен» либо ящик был разрисован
бессмысленными граффити (эксперимент 5), либо кругом валялся мусор (эксперимент
6).
В
ситуации «порядок соблюден» только 13% прохожих (из 71) присвоили конверт.
Однако из разрисованного ящика конверт украли 27% прохожих (из 60), а
разбросанный мусор спровоцировал на кражу 25% людей (из 72).
Собственно,
каждый из нас, должен иметь в виду, что, бросая на газон банку из-под пива или
выводя на стене неприличное слово, мы тем самым реально способствуем росту
преступности и преумножению всеобщего свинства.
В
1980-х годах Нью-Йорк представлял собой адский ад. Там совершалось более 1 500
тяжких преступлений КАЖДЫЙ ДЕНЬ. 6-7 убийств в сутки. Ночью по улицам ходить
было опасно, а в метро рискованно ездить даже днем. Грабители и попрошайки в
подземке были обычным делом. Грязные и сырые платформы едва освещались. В
вагонах было холодно, под ногами валялся мусор, стены и потолок сплошь покрыты
граффити.
Но
потом случилось необъяснимое. Достигнув пика к 1990-му году, преступность резко
пошла на спад. За ближайшие годы количество убийств снизилось на 2/3, а число
тяжких преступлений – наполовину. К концу десятилетия в метро совершалось уже
на 75 % меньше преступлений, чем в начале. По какой-то причине десятки тысяч
психов и гопников перестали нарушать закон.
Что
произошло? Кто нажал волшебный стоп-кран и что это за кран?
Его название – «Теория разбитых окон». Канадский социолог Малкольм
Гладуэлл в книге «Переломный момент» рассказывает:
«Разбитые окна» — это детище криминалистов Уилсона и Келлинга. Они
утверждали, что преступность — это неизбежный результат отсутствия порядка.
Если окно разбито и не застеклено, то проходящие мимо решают, что всем наплевать
и никто ни за что не отвечает. Вскоре будут разбиты и другие окна, и чувство
безнаказанности распространится на всю улицу, посылая сигнал всей округе.
Сигнал, призывающий к более серьезным преступлениям».
Гладуэлл
занимается социальными эпидемиями. Он считает, что человек нарушает закон не
только (и даже не столько) из-за плохой наследственности или неправильного
воспитания. Огромное значение на него оказывает то, что он видит вокруг.
В
середине 1980-х в нью-йоркском метрополитене поменялось руководство. Новый
директор Дэвид Ганн начал работу с… борьбы против граффити. Нельзя сказать, что
вся городская общественность обрадовалась идее. «Парень, займись серьезными
вопросами – техническими проблемами, пожарной безопасностью, преступностью… Не
трать наши деньги на ерунду!» Но Ганн был настойчив:
«Граффити
— это символ краха системы. Если начинать процесс перестройки организации, то
первой должна стать победа над граффити. Не выиграв этой битвы, никакие реформы
не состоятся. Мы готовы внедрить новые поезда стоимостью в 10 млн. долларов
каждый, но если мы не защитим их от вандализма – известно, что получится. Они
продержатся один день, а потом их изуродуют».
И
Ганн дал команду очищать вагоны. Маршрут за маршрутом. Состав за составом.
Каждый чертов вагон, каждый божий день. «Для нас это было как религиозное
действо», — рассказывал он позже.
В
конце маршрутов установили моечные пункты. Если вагон приходил с граффити на
стенах, рисунки смывались во время разворота, в противном случае вагон вообще
выводили из эксплуатации. Грязные вагоны, с которых еще не смыли граффити, ни в
коем случае не смешивались с чистыми. Ганн доносил до вандалов четкое послание.
«У
нас было депо в Гарлеме, где вагоны стояли ночью, – рассказывал он. – В первую
же ночь явились тинейджеры и заляпали стены вагонов белой краской. На следующую
ночь, когда краска высохла, они пришли и обвели контуры, а через сутки все это
раскрашивали. То есть они трудились 3 ночи. Мы ждали, когда они закончат свою
«работу». Потом мы взяли валики и все закрасили. Парни расстроились до слез, но
все было закрашено снизу доверху. Это был наш мэссидж для них: «Хотите
потратить 3 ночи на то, чтобы обезобразить поезд? Давайте. Но этого никто не
увидит»…
В
1990-м году на должность начальника транспортной полиции был нанят Уильям
Браттон. Вместо того, чтобы заняться серьезным делом – тяжкими преступлениями,
он вплотную взялся за… безбилетников. Почему?
Новый
начальник полиции верил – как и проблема граффити, огромное число «зайцев»
могло быть сигналом, показателем отсутствия порядка. И это поощряло совершение
более тяжких преступлений. В то время 170 тысяч пассажиров пробирались в метро
бесплатно. Подростки просто перепрыгивали через турникеты или прорывались
силой. И если 2 или 3 человека обманывали систему, окружающие (которые в иных
обстоятельствах не стали бы нарушать закон) присоединялись к ним. Они решали,
что если кто-то не платит, они тоже не будут. Проблема росла как снежный ком.
Что
сделал Браттон? Он выставил возле турникетов по 10 переодетых полицейских. Они
выхватывали «зайцев» по одному, надевали на них наручники и выстраивали в
цепочку на платформе. Там безбилетники стояли, пока не завершалась «большая
ловля». После этого их провожали в полицейский автобус, где обыскивали, снимали
отпечатки пальцев и пробивали по базе данных. У многих при себе оказывалось
оружие. У других обнаружились проблемы с законом.
«Для
копов это стало настоящим Эльдорадо, – рассказывал Браттон. – Каждое задержание
было похоже на пакет с поп-корном, в котором лежит сюрприз. Что за игрушка мне
сейчас попадется? Пистолет? Нож? Есть разрешение? Ого, да за тобой убийство!..
Довольно быстро плохие парни поумнели, стали оставлять оружие дома и оплачивать
проезд».
В
1994 году мэром Нью-Йорка избран Рудольф Джулиани. Он забрал Браттона из
транспортного управления и назначил шефом полиции города. Кстати, в Википедии
написано, что именно Джулиани впервые применил Теорию разбитых окон. Теперь мы
знаем, что это не так. Тем не менее, заслуга мэра несомненна – он дал команду
развить стратегию в масштабах всего Нью-Йорка.
Полиция
заняла принципиально жесткую позицию по отношению к мелким правонарушителям.
Арестовывала каждого, кто пьянствовал и буянил в общественных местах. Кто кидал
пустые бутылки. Разрисовывал стены. Прыгал через турникеты, клянчил деньги у
водителей за протирку стекол. Если кто-то мочился на улице, он отправлялся
прямиком в тюрьму.
Уровень
городской преступности стал резко падать – так же быстро, как в подземке.
Начальник полиции Браттон и мэр Джулиани объясняют: «Мелкие и
незначительные, на первый взгляд, проступки служили сигналом для осуществления
тяжких преступлений».
Цепная
реакция была остановлена. Насквозь криминальный Нью-Йорк к концу 1990-х годов
стал самым безопасным мегаполисом Америки.
Волшебный
стоп-кран сработал.
Экспериментаторы
повесили на руль каждого велосипеда (всего велосипедов было 77) бумажку со
словами «Желаем всем счастливых праздников!» и с логотипом несуществующего
магазина спортивных товаров. Спрятавшись в укромном уголке, исследователи стали
наблюдать за действиями велосипедистов. На улице не было урн, поэтому человек
мог либо бросить бумажку на землю, либо повесить на другой велосипед, либо
взять с собой, чтобы выбросить позже.
Первые
два варианта рассматривались как нарушение принятых норм, третий — как их
соблюдение.
Из
77 велосипедистов лишь 25 (33%) повели себя некультурно. Затем эксперимент
повторили, при такой же погоде и в то же время дня, предварительно размалевав
стену бессодержательными рисунками. На этот раз намусорили 53 человека из 77
(69%). Выявленное различие имеет высокую степень статистической значимости.
Таким образом, нарушение запрета рисовать на стенах оказалось серьезным
стимулом, провоцирующим людей нарушать другое общепринятое правило — не сорить
на улицах.
Второй
эксперимент должен был показать, справедлива ли теория разбитых окон только для
общепринятых норм или ее действие распространяется также и на локальные
правила, установленные для какой-то конкретной ситуации или места.
Исследователи
перегородили главный вход на автомобильную парковку забором, в котором, однако,
была оставлена широкая щель. Рядом с ней повесили знак «Вход воспрещен, обход в
200 м
справа», а также объявление «Запрещается пристегивать велосипеды к забору».
Опыт опять проводили в двух вариантах: «порядок соблюден» и «порядок нарушен».
В
первом случае в метре от забора стояли четыре велосипеда, явно к нему не
пристегнутые. Во втором случае те же велосипеды пристегнули к забору. Из
укромного места экспериментаторы наблюдали, как поведут себя граждане,
пришедшие за своими автомобилями: пойдут обходить забор или пролезут в дырку.
Результат оказался положительным: в ситуации «порядок соблюден» в дырку
пролезли только 27% автовладельцев, а в ситуации «порядок нарушен» — 82%.
Третий
эксперимент проводили в подземной парковке у супермаркета, где висело большое и
хорошо заметное объявление «Пожалуйста, возвращайте взятые из магазина
тележки». В ситуации «порядок соблюден» на парковке не было тележек, в ситуации
«порядок нарушен» там находились четыре тележки.
Их
ручки исследователи предусмотрительно измазали мазутом, чтобы у посетителей не
возникло желания ими воспользоваться. К машинам прикрепляли такие же бумажки,
как в первом эксперименте. Результат получился аналогичный: в первой ситуации
бросили бумажку на землю 30% водителей, во второй – 58%.
Четвертый
эксперимент напоминал первый, с той разницей, что признаки «нарушения норм
другими людьми» были теперь не визуальные, а звуковые. В Нидерландах закон
запрещает использование петард и фейерверков в предновогодние недели.
Оказалось, что велосипедисты намного чаще бросают бумажки на землю, если слышат
звук разрывающихся петард.
В
пятом и шестом экспериментах людей провоцировали на мелкую кражу. Из почтового
ящика торчал конверт с прозрачным окошком, из которого явственно проглядывала
купюра в 5 евро. Экспериментаторы следили за проходящими мимо людьми,
подсчитывая число краж. В ситуации «порядок соблюден» почтовый ящик был чистый
и мусора вокруг не было. В ситуации «порядок нарушен» либо ящик был разрисован
бессмысленными граффити (эксперимент 5), либо кругом валялся мусор (эксперимент
6).
В
ситуации «порядок соблюден» только 13% прохожих (из 71) присвоили конверт.
Однако из разрисованного ящика конверт украли 27% прохожих (из 60), а
разбросанный мусор спровоцировал на кражу 25% людей (из 72).
Собственно,
каждый из нас, должен иметь в виду, что, бросая на газон банку из-под пива или
выводя на стене неприличное слово, мы тем самым реально способствуем росту
преступности и преумножению всеобщего свинства.
В
1980-х годах Нью-Йорк представлял собой адский ад. Там совершалось более 1 500
тяжких преступлений КАЖДЫЙ ДЕНЬ. 6-7 убийств в сутки. Ночью по улицам ходить
было опасно, а в метро рискованно ездить даже днем. Грабители и попрошайки в
подземке были обычным делом. Грязные и сырые платформы едва освещались. В
вагонах было холодно, под ногами валялся мусор, стены и потолок сплошь покрыты
граффити.
Но
потом случилось необъяснимое. Достигнув пика к 1990-му году, преступность резко
пошла на спад. За ближайшие годы количество убийств снизилось на 2/3, а число
тяжких преступлений – наполовину. К концу десятилетия в метро совершалось уже
на 75 % меньше преступлений, чем в начале. По какой-то причине десятки тысяч
психов и гопников перестали нарушать закон.
Что
произошло? Кто нажал волшебный стоп-кран и что это за кран?
Его название – «Теория разбитых окон». Канадский социолог Малкольм
Гладуэлл в книге «Переломный момент» рассказывает:
«Разбитые окна» — это детище криминалистов Уилсона и Келлинга. Они
утверждали, что преступность — это неизбежный результат отсутствия порядка.
Если окно разбито и не застеклено, то проходящие мимо решают, что всем наплевать
и никто ни за что не отвечает. Вскоре будут разбиты и другие окна, и чувство
безнаказанности распространится на всю улицу, посылая сигнал всей округе.
Сигнал, призывающий к более серьезным преступлениям».
Гладуэлл
занимается социальными эпидемиями. Он считает, что человек нарушает закон не
только (и даже не столько) из-за плохой наследственности или неправильного
воспитания. Огромное значение на него оказывает то, что он видит вокруг.
В
середине 1980-х в нью-йоркском метрополитене поменялось руководство. Новый
директор Дэвид Ганн начал работу с… борьбы против граффити. Нельзя сказать, что
вся городская общественность обрадовалась идее. «Парень, займись серьезными
вопросами – техническими проблемами, пожарной безопасностью, преступностью… Не
трать наши деньги на ерунду!» Но Ганн был настойчив:
«Граффити
— это символ краха системы. Если начинать процесс перестройки организации, то
первой должна стать победа над граффити. Не выиграв этой битвы, никакие реформы
не состоятся. Мы готовы внедрить новые поезда стоимостью в 10 млн. долларов
каждый, но если мы не защитим их от вандализма – известно, что получится. Они
продержатся один день, а потом их изуродуют».
И
Ганн дал команду очищать вагоны. Маршрут за маршрутом. Состав за составом.
Каждый чертов вагон, каждый божий день. «Для нас это было как религиозное
действо», — рассказывал он позже.
В
конце маршрутов установили моечные пункты. Если вагон приходил с граффити на
стенах, рисунки смывались во время разворота, в противном случае вагон вообще
выводили из эксплуатации. Грязные вагоны, с которых еще не смыли граффити, ни в
коем случае не смешивались с чистыми. Ганн доносил до вандалов четкое послание.
«У
нас было депо в Гарлеме, где вагоны стояли ночью, – рассказывал он. – В первую
же ночь явились тинейджеры и заляпали стены вагонов белой краской. На следующую
ночь, когда краска высохла, они пришли и обвели контуры, а через сутки все это
раскрашивали. То есть они трудились 3 ночи. Мы ждали, когда они закончат свою
«работу». Потом мы взяли валики и все закрасили. Парни расстроились до слез, но
все было закрашено снизу доверху. Это был наш мэссидж для них: «Хотите
потратить 3 ночи на то, чтобы обезобразить поезд? Давайте. Но этого никто не
увидит»…
В
1990-м году на должность начальника транспортной полиции был нанят Уильям
Браттон. Вместо того, чтобы заняться серьезным делом – тяжкими преступлениями,
он вплотную взялся за… безбилетников. Почему?
Новый
начальник полиции верил – как и проблема граффити, огромное число «зайцев»
могло быть сигналом, показателем отсутствия порядка. И это поощряло совершение
более тяжких преступлений. В то время 170 тысяч пассажиров пробирались в метро
бесплатно. Подростки просто перепрыгивали через турникеты или прорывались
силой. И если 2 или 3 человека обманывали систему, окружающие (которые в иных
обстоятельствах не стали бы нарушать закон) присоединялись к ним. Они решали,
что если кто-то не платит, они тоже не будут. Проблема росла как снежный ком.
Что
сделал Браттон? Он выставил возле турникетов по 10 переодетых полицейских. Они
выхватывали «зайцев» по одному, надевали на них наручники и выстраивали в
цепочку на платформе. Там безбилетники стояли, пока не завершалась «большая
ловля». После этого их провожали в полицейский автобус, где обыскивали, снимали
отпечатки пальцев и пробивали по базе данных. У многих при себе оказывалось
оружие. У других обнаружились проблемы с законом.
«Для
копов это стало настоящим Эльдорадо, – рассказывал Браттон. – Каждое задержание
было похоже на пакет с поп-корном, в котором лежит сюрприз. Что за игрушка мне
сейчас попадется? Пистолет? Нож? Есть разрешение? Ого, да за тобой убийство!..
Довольно быстро плохие парни поумнели, стали оставлять оружие дома и оплачивать
проезд».
В
1994 году мэром Нью-Йорка избран Рудольф Джулиани. Он забрал Браттона из
транспортного управления и назначил шефом полиции города. Кстати, в Википедии
написано, что именно Джулиани впервые применил Теорию разбитых окон. Теперь мы
знаем, что это не так. Тем не менее, заслуга мэра несомненна – он дал команду
развить стратегию в масштабах всего Нью-Йорка.
Полиция
заняла принципиально жесткую позицию по отношению к мелким правонарушителям.
Арестовывала каждого, кто пьянствовал и буянил в общественных местах. Кто кидал
пустые бутылки. Разрисовывал стены. Прыгал через турникеты, клянчил деньги у
водителей за протирку стекол. Если кто-то мочился на улице, он отправлялся
прямиком в тюрьму.
Уровень
городской преступности стал резко падать – так же быстро, как в подземке.
Начальник полиции Браттон и мэр Джулиани объясняют: «Мелкие и
незначительные, на первый взгляд, проступки служили сигналом для осуществления
тяжких преступлений».
Цепная
реакция была остановлена. Насквозь криминальный Нью-Йорк к концу 1990-х годов
стал самым безопасным мегаполисом Америки.
Волшебный
стоп-кран сработал.
P.S. На мой взгляд, Теория разбитых окон довольно многогранна и универсальна. Я сразу же мысленно
перенесла ее на отношения с детьми. Действительно, как только
перестаешь сдерживаться и позволяешь себе крикнуть или как-то резко
отреагировать, ребенок начинает действовать так же: с тобой или с
окружающими.
Комментариев нет:
Отправить комментарий